История одной фотографии

5c544963.jpgЗанимаясь поисками фотоматериалов по истории Колпашевского авиапредприятия, мне приходилось просматривать множество фотографий жителей города, в том числе и родственников, которые имели отношение к авиации. В одном из фотоальбомов я обнаружил фотоснимок, который отложился в памяти. Это фотография с вечера «От всей души», проходившего в городском доме культуры. Конечно, я слышал об этом событии, хотя участником его не был, т.к. учился в институте далеко от Колпашева. И я решил рассказать историю этой фотографии. Но всё по порядку…

Шел 1936 год – предпоследний год второй пятилетки. Сложное это было время. В Германии и Италии к власти пришли фашисты под руководством Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. В Испании вспыхнула гражданская война между правительством Испанской республики и сторонниками генерала Франсиско Франко, поднявшего мятеж. На Дальнем Востоке постоянные провокации осуществляли японские милитаристы. В воздухе всё сильнее «пахло» войной.

В этой непростой международной обстановке советские люди продолжали развивать народное хозяйство. Ещё 4 февраля 1931 года глава Советского государства И.В. Сталин сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Во второй пятилетке продолжалось строительство заводов, фабрик, электростанций. Заканчивалось строительство Уральского машиностроительного и Челябинского тракторного заводов. В Кузбассе шло строительство металлургического комбината, и открывались новые шахты. В 10 раз уменьшился импорт зарубежной техники. Интенсивно развивалась советская авиация — создавались новые институты, конструкторские бюро, заводы. Были построены и открыты 3600 школ в городах и посёлках и 15 тысяч — в сельской местности. Страна обрела экономическую независимость и самостоятельность.

Изображение

Сохранившееся здание детского дома.

В середине 30-х годов, как и по всей стране, происходили изменения и в Нарымском округе, центром которого являлся рабочий посёлок Колпашево. Основными его природными богатствами на обширной территории, которая объединяла нынешние Кривошеинский, Молчановский, Бакчарский, Верхнекетский, Колпашевский, Парабельский, Каргасокский и Александровский районы, являлась древесина, большие рыбные ресурсы и пушнина. Летом Колпашево была связано водным транспортом с Томском и Новосибирском, а зимой в эти города, а также в села Каргасок и Александрово, летали самолеты.

Изображение

Старая пятая (первая) школа.

Летом 1936 года в рабочий поселок Колпашево по путёвке (направлению) Западно-Сибирского краевого финансового управления г. Новосибирска на должность фининспектора Нарымского Окружного финотдела прибыл бывший офицер Красной Армии, участник гражданской войны в составе Первой Конной Армии под командованием С.М. Буденного и К.Е. Ворошилова, Александр Парфирьевич Беляев. После окончания гражданской войны А.П. Беляев был направлен в Туркестан на разгром банд басмачей, куда прибыл вместе с молодой женой.

Вместе с ним приехала и его семья – жена София (Софья) Степановна и дети: дочь Галина, сыновья Константин и Эдуард. София Степановна была уроженкой села Шаровичи Жиздревского уезда Калужской губернии. Отец её был учителем церковно-приходской школы. После окончания двух классов этой школы София сдает экзамены и поступает в штатный класс Калужского женского епархиального училища, где преподавателем математики и физики был основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский– очень требовательный и доброжелательный педагог.

Изображение

Школа №5 Нарымского округа.

В своих воспоминаниях об учёбе в училище она рассказывала, что на одном из уроков К.Э. Циолковский спросил – все ли выучили домашний материал? Ученицы все подняли руки, и она тоже, хотя урок не выучила, надеясь на то, что её не спросят. Но он вызвал именно её. Выйдя к доске, София не сумела ответить. И Константин Эдуардович проводил ученицу от доски до парты, шлепая её указкой и приговаривая: не знаешь урока – не поднимай руки! Эти слова она запомнила на всю жизнь.

Несмотря на требовательность К.Э. Циолковского, ученицы училища любили бывать у него дома в гостях, который почти весь был завален всякими приборами. Все деньги он тратил на всевозможные железки, а сам ходил в одном костюме-толстовке.

В 1916 году София Степановна окончила штатный класс училища, который давал ей право работать учителем начальных классов. Она вернулась домой и стала преподавать в младших классах одной из школ.

После октябрьской революции 1917 года одной из первых задач нового правительства стала ликвидация неграмотности, т.к. 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. Особенно велика она была в сельской местности. В первом пункте декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет. Т.е все население должно было уметь читать, писать и выполнять арифметические действия.

Основная работа по ликвидации неграмотности ложилась на учителей школ, которым приходилось заниматься не только с детьми, но и со взрослым населением. Школа, в которой работала Софья Степановна, находилась далековато от дома, поэтому ей с подругой, тоже учительницей, часто случалось ночевать в школе.

После приезда с мужем в Туркестан она работает преподавателем в детдоме и в школе. Для знакомства с семьями учеников Софье Степановне нередко приходилось посещать аулы. Бывая в них, она обращала особое внимание на посторонних лиц и прислушивалась к разговорам. Таким образом выясняла информацию о наличии банд басмачей в данном месте, а по возвращении домой передавала эти сведения командирам Красной Армии, за что однажды чуть не поплатилась. От похищения её басмачами спасли военные, которые проезжали через данный аул.

406dd338.jpg

Поздравления от учеников, 1977 год.

На момент приезда в Колпашево она уже имела более 18 лет педагогического стажа и была принята учительницей в начальную школу № 5 Нарымского округа.

За первые годы преподавательской работы Софья Степановна на деле доказала свой высокий профессионализм. В числе других она сумела добиться в первом полугодии 1938/39 учебного года 100-процентной успеваемости своих учеников. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе Софья Степановна стала участницей окружного слета учителей-отличников, который проводился в г. Колпашево 20 марта 1939 года.Она считала, что учитель обязан давать отличные знания своим подопечным и если хоть один ученик получает отрицательную отметку за год — тогда это не учитель…

Одна из её учениц вспоминала. «В школе нас встретила наша первая учительница – красивая, статная, волосы у ней были красивые, русые и была у неё какая-то прическа – точно не помню. Помню только, что встречала она нас с улыбкой, провела в класс. Нас было человек 20. Меня посадили на вторую парту с мальчиком, с которым рядом так и просидели семь классов. Учительница была очень ласковая, добрая и надо отдать ей должное, что на протяжении четырёх лет она ни разу не повысила голос, и если кто-то что-то делал, она останавливала урок, ждала, когда класс успокоится, продолжала вести урок при этом говорила: смеяться — всему свое время, есть перемена для этого. Везде она была с нами, учила нас на переменах в свободное время играм, испорченный телефон, лапту, уголки, учила делать разные поделки».

Но недолго продолжалась мирная жизнь семьи Беляевых в Колпашево, которая к этому времени пополнилась ещё двумя дочерьми – Викторией и Нелей (Нинел). 22 июня 1941 года, как и для всех советских людей, она закончилась. Фашистская Германия напала на Советский Союз.

Сын Софьи Степановны Константин Александрович рассказывал, что в этот день Александр Парфирьевич приехал с рыбалки, т.к. это было воскресенье, и, узнав, что началась война, собрал вещмешок и ушёл на пристань, чтобы уехать в Новосибирск.

На пристани стоял стон и плач. Женщины и дети провожали мужчин на фронт. Больше в семье его никто не видел. Софья Степановна осталась одна с детьми. Потом были только два письма и две открытки.

В этих письмах больше всего Александра Парфирьевича интересовали вопросы семьи и детей.

«…Уже четвёртый месяц как я оторван от Вас. Хотя и скучновато без Вас, но ничего не поделаешь. Всё это ерунда лишь бы Вы не имели материального перебоя, но думаю, что военкомат аккуратно выдаёт зарплату, а это самое главное… Постарайся починить пимы себе и ребятишкам, а если попадутся, то купи себе новые, а в крайнем случае почини для себя мои, но почини своими старыми, а также выбери на починку и ребятам. Если попадется хром переда, то из моих голенищ сделай себе и Галине сапоги. Это для весны будет очень хорошо… Как справляешься с копкой картошки и каков урожай. Я думаю, что при хорошем урожае Вам хватит почти до нового урожая. Квартира у Вас должна быть, хотя и маленькая, но теплая, но главное имеется подполье. Куда можно класть все запасы, как овощей так и продуктов, а так же ребятишкам близко ходить в школу и в дет сад малышам. Котька! Каково впечатление ребят в моем отсутствии. Как ведет себя Кот и как учится. Обижает ли малышей и помогает ли тебе. Галина конечно больше уделяет внимания дому нежели Кот. Интересуюсь детсадом. Эдик и Вика и как они чувствуют там.

Нелька уже должна ходить и болтать, это забавно. Интересно на её теперь посмотреть. Конечно меня она уже забыла и больше лезет к тебе… Целую ребят и береги от всяких заболеваний себя и ребят. Не жалей ничего для тепла себя и ребятню, а так же и питания… 28 сентября 1941 года…» (орфография сохранена).

«…В Нарыме уже зима. Это хорошо так как сухо. Вам эту зиму будет хорошо ходить в школу во первых близко, а во вторых близко бегать в детсад, да и Нелику таскать не далеко. Хотелось бы посмотреть всех Вас. Четыре месяца, а кажется давно, давно не видел Вас. Как чувствуют себя ребята. Галина конечно учится и старается учится, а Кот конечно шаляй валяй как и прошлый год. Если он так же относится к учебе как прошлый год, то тебе необходимо принять срочные меры к нему без всякого церемония. Малыши конечно довольны д/садиком, так как им там веселей и забавней. Нелик может скучать в яслях, она одна и с радостью приходит домой поболтать с ребятами. Она уже должна ходить и болтать и всем надоедать. Вике теперь весело возится с ней. Оба могут болтать целыми днями. Самое главное то, что бы они вообще вместе и дружные, хорошо было. Картошку конечно Вы убрали всю в подполье. Постарайтесь достать сена и сверху по (неразбочиво) накрыть сеном, так как там подполья промерзают, а сено предовратит от промерзания. Квартира должна быть теплая, так как этот дом в прошлом году ремонтировался. Как живут знакомые Борисовы, Плотниковы и вообще все кого я знаю в Колпашеве...

Береги ребят и себя от всяких заболеваний и простуд… Привет всем знакомым с фронта. Целуй за меня ребят. Кот (Константин)! Учись хорошо, иначе я на тебя буду сердиться. Пока, оставайтесь все здоровы и веселы… 26 октября 1941 года…» (орфография сохранена).

С мая 1942 года весточки перестали приходить. Позже пришло извещение, что А.П. Беляев пропал без вести. Только в начале ХХI века удалось установить, что А.П. Беляев служил начальником 5-го отделения 49 кавалерийской дивизии, которая входила в состав 6-ой Армии Юго-Западного фронта.В ходе наступления на Харьков в мае 1942 года 6-я Армия вместе с 57-ой Армией попали в окружение. Среди немногочисленных бойцов, вышедших из окружения из «Барвенковского котла», А.П. Беляева не оказалось.

В августе 1941 года в Колпашево стали приезжать эвакуированные. Их было много. В соседнем подъезде дома, где жила Софья Степановна, некоторое время жил актёр Василий Васильевич Меркурьев вместе с женой Ириной Всеволодовной Мейерхольд. Были среди эвакуированных и дети из Ленинграда, которые жили в детском доме рядом со школой, а в сентябре некоторые из них пришли учиться в класс Софии Степановны. Ей приходилось ходить в детский дом для сирот и эвакуированных, который находился рядом со школой, чтобы помочь наверстать упущенное.

Отразилась война и на учениках Софьи Степановны. Они все разом повзрослели. Разговоры в классе велись о хозяйстве, о том, что надо привезти дрова, кому-то сено. Конечно, помощь учеников родителям по ведению домашнего хозяйства не могла не сказываться на их посещаемости и успеваемости. Если ученики не понимали материал, Софья Степановна оставалась с ними заниматься или они приходили к ней домой и занимались.

По мере сил ученики помогали и фронту. В конце зимы ребята ходили в лес, приносили связки берёзы, а девочки обдирали почки с них и сушили. В летние каникулы собирали лекарственные травы, вязали рукавицы для фронта.

Если кто-нибудь приходил в класс и хвастал, что пришло письмо с фронта от отца, дяди, брата, то все ученики радовались этому, а он рассказывал, что им написали. Но если кого-то не было в школе день, два, а то и неделю, было понятно, что получили похоронку. Софья Степановна тогда после уроков шла к тем домой. Она пыталась объяснить, что учёбу бросать нельзя, надо перенести трудности, чтобы ни случилось.

Шло время. Менялись ученики в классе Софья Степановны. Но даже перейдя в старшие классы, многие из них приходили к своей первой учительнице.

Закончилась война. Постепенно советские люди возвращались к мирной жизни. Подрастали дети и Софьи Степановны. Летом 1945 года она была награждена медалью «Медаль материнства» второй степени за воспитание пятерых детей.

Изображение

Учителя — отличники 1939 года.

С окончанием войны за детьми, которые были эвакуированы из Ленинграда и жили в колпашевском детском доме, стали приезжать родственники. А.Ю. Баженова вспоминала: «В шестом классе (1946 год) у Вити нашлись родители – мама врач, а папа, кажется, моряк. Был урок, и вдруг в класс заходят мужчина в форме и женщина с нашим Витей. Они пришли прощаться. Как мы были все рады за него, а некоторые ребята из детского дома даже плакали.Мы не помнили, чтобы они когда-то плакали. Да и сам Витя плакал от радости. Но вдруг Витя нас бросил и убежал. Все были растеряны, даже родители, а он, невзирая, что шёл урок, убежал во 2-й «А» класс проститься с Софьей Степановной; ему простили, что он сорвал урок. Он её обнимал и плакал, прочитал ей свои стихи (корявые, но свои). Она радовалась со всеми нами…».

За успехи в учебно-воспитательной работе в 1947 году Софья Степановна Беляева была награждена почётными грамотами Томского облисполкома и Колпашевского горисполкома. А в 1949 году её наградили орденом «Знак Почета».

Шли годы. Взрослели дети, а Софья Степановна продолжала работать учителем начальных классов школе № 2.

В декабре 1953 года её педагогический труд был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Свою трудовую деятельность она закончила в 1957 году, посвятив остаток жизни восьмерым внукам.

Зимой 1977 года по инициативе завуча школы № 3 Дианы Васильевны Трениной в переполненном зале Колпашевского городского дома культуры был проведён вечер «От всей души», посвящённый Софье Степановне Беляевой. На этом вечере, кроме её учеников-колпашевцев, присутствовали гости из Ленинграда, которых она учила в годы Великой Отечественной войны. Бывшие ученики с благодарностью вспоминали годы учёбы в школе. На этом вечере все присутствующие в зале получили «блокадный хлеб» — кусочки чёрного хлеба весом по 125 г.

Дети Софьи Степановны также всю свою жизнь прожили в Колпашево, но каждый выбрал свою дорогу в жизни.

Изображение

Награды.

Старшая дочь Галина Александровна (Евдокимова) всю свою жизнь отдала борьбе с вредителями леса, работая инженером-лесопатологом Колпашевского мехлесхоза. Сыновья Константин Александрович и Эдуард Александрович посвятили свою жизнь авиации. Первый работал сначала радистом, а позднее — авиадиспетчером в Колпашевском авиапредприятии. А Эдуард Александрович там же обслуживал самолёты, работая авиатехником. Дочь Виктория Александровна (Дурандина) пошла по стопам Софьи Степановны. После окончания педагогического института работала учителем математики в средней школе № 5, а позже стала директором школы №1. Самая младшая дочь Нинел (Нэля) Александровна (Коростина) посвятила свою жизнь метеорологии, работая техником-аэрологом в Колпашевской гидрометеообсерватории.

В преддверии Дня учителя хотелось бы пожелать всем учителям здоровья, терпения, выдержки — вам и вашим близким, которые вас поддерживают. Желаю, чтобы все ваши ученики могли сказать: «Мне повезло, что я учился у такого УЧИТЕЛЯ!».

С. Беляев, внук С.С. Беляевой.

39

Поделиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.