Томские транспортные полицейские не дают спуску браконьерам
Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Не обошли они стороной и сферу рыбалки и рыбного промысла. Сегодня уже никого не удивишь эхолотом, мощным импортным лодочным мотором, качественными и отнюдь не дешевыми снастями. Что уж говорить про специализированные чаты, в которых рыбаки делятся информацией по рыбной теме. Вот только, к сожалению, не редкость, когда современные средства ловли, технические изыски используются браконьерами для удовлетворения своих потребностей, идущих вразрез с законом. Среди тех, кто активно противодействует злоумышленникам, – полицейские Томского линейного отдела МВД России.
Экология в приоритете
В регионе они на хорошем счету. Занимают лидирующее место по служебным показателям среди транспортных полицейских по Сибирскому федеральному округу. Также свою лепту в общее дело вносят и линейные пункты полиции в Стрежевом, Колпашево, Асино. – Сегодня мы за реку взялись основательно. Без рейдов не проходит ни одна неделя, – поясняет начальник линейного пункта полиции в порту города Томска Томского линейного отдела МВД России старший лейтенант полиции Владимир Лежнин, – дело в том, что в последнее десятилетие все сильнее стало ощущаться истощение рыбного хозяйства. Это связано и с большим незаконным выловом рыбы, практиковавшимся ранее, и с экологическими изменениями в природе. Ведь некоторые предприятия, несмотря на запреты, продолжают тайком сбрасывать свои отходы в реки и озера. Поэтому брошены все силы на исправление ситуации. Сегодня необходимо делать ставку на пресечение экологических преступлений. На этот счет даже существует специальная директива нашего ведомства.
Нормативная база тоже не стоит на месте. Экологическим преступлениям сейчас посвящена целая глава УК РФ. И многие статьи в нем в последнее время серьезно ужесточились. Например, за ловлю, хранение, приобретение рыбы, занесенной в Красную книгу, можно получить вполне реальный срок – несколько лет лишения свободы. Даже за вылов одного краснокнижного осетра грозит уголовная статья. Стражи порядка отмечают: отпираться в таких случаях бесполезно. Все свои действия полицейские документируют, используя видео- и фотосъемку. Так что доказательная база железная. Кстати, существует правило: если незаконно пойманная рыба еще жива, правоохранители ее отпускают в естественную среду обитания, фиксируя происходящее на видеокамеру. То есть опять же важен экологический момент – сохранение популяции.
Гребут подчистую
В общем, усилия силовых и надзорных органов не прошли зря. Ситуация с рыболовством на реках в последнее время стала меняться в лучшую сторону. Рыбаки поняли, что контроль за рекой ужесточился, и в большинстве своем не рискуют играть с законом. Впрочем, исконный русский авось никто не отменял. Некоторые любители незаконного лова, используя последние технические достижения, продолжают свою браконьерскую деятельность, несмотря ни на что. Причем с недавних пор в наших водах (в основном это касается Оби) начали доминировать браконьеры из соседних Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края, где из-за малого количества серьезных рек вылов водных и биологических ресурсов ограничен. Томичам, испокон веков рыбачащим на Оби, это не по нраву. Слишком уж нагло ведут себя соседи. Местные, которым здесь жить, пойманную мелкую рыбу (в народе – «карандаши»), как правило, отпускают, понимая, что навара от нее немного. Лучше дать ей подрасти, чтобы был задел на будущее. Чужакам же это все по барабану. Гребут всё подчистую. Владимир Лежнин, в подчинении у которого огромная территория протяженностью более 500 километров в шести районах: Шегарском, Кожевниковском, Кривошеинском, Чаинском, Томском, Молчановском, – отмечает: томские рыбаки частенько информируют его о визитах гостей на Обь. Определить их по автомобильным номерам не так сложно. Ведь до рек они добираются на машинах с прицепами, на которых находятся лодки. Если начинают использовать сети, что тоже сложно скрыть, дело ясное – браконьеры. Ведь физическим лицам жаберными сетями у нас в регионе с этого года рыбачить запрещено. Такой лов разрешен только промышленникам. Хватает и других ограничений, о которых рыбакам стоит знать. Например, запрещен лов электроудочками. С этого года для рыбной ловли нельзя использовать эхолот.
Скрипят зубами, но улыбаются
Примечательно, что браконьерством сейчас частенько занимаются люди далеко не бедные. И объяснение из девяностых, мол, жить не на что, вот и решил подкормиться, сегодня уже не работает. По снаряжению, техническому оснащению видно: работают профи. Причем по несколько человек, можно сказать, бригада. Они прекрасно знают места лова, его особенности. У каждого свои обязанности. Кто-то обязательно предупреждает об опасности. Речь в таких случаях идет не об одной-двух случайно выловленных краснокнижных рыбах. Всем известно: осетровая икра всегда была в большой цене. Так что ставки высоки. Естественно, об ответственности за незаконный лов такие люди тоже осведомлены. Благо сегодня все нормативные акты есть в свободном доступе в Интернете. Кстати, о коммуникации. Современные средства коммуникации (смартфоны и даже рации) у браконьеров всегда на страже. Молва о полицейском патруле тут же разлетается по специальным группам в мессенджерах. – Бывает, подплываем к недобросовестному рыбаку, начинаем оформлять протокол, – рассказывает Лежнин, – смотрим, а он в телефоне уже информирует своих товарищей о нас. Замечаем: то тут, то там его «коллеги» начинают разбегаться в разные стороны. Но и полицейские с рыбинспекторами, с которыми у них налажен хороший контакт, тоже не лыком шиты. Чтобы незаметно подобраться к нарушителям, они маскируются, используя различные уловки. Например, по течению стараются сплавляться, не заводя мотора, чтобы не выдать себя. Хитростей и с той и с другой стороны хватает. – Зачастую, увидев нас, злоумышленники утапливают снасти с выловленной рыбой какими-нибудь тяжелыми предметами. Ведь это доказательство незаконного лова. Мол, ничего не знаем, ничем незаконным не занимаемся. И улыбаются. А сами при этом скрипят зубами, потому что обратно в лодку такие снасти с рыбой после нашего ухода уже не поднимешь, – проясняет тонкости работы Лежнин. – Значит, улов пропал. Серьезной ответственности избежать вроде удалось, но и денег не заработали. Вот такая психология, игра на нервах.
Не тот пакет
Вообще, психологический момент, внезапность играют серьезную роль в борьбе с браконьерами. Вспоминает офицер такой случай. Силовики устроили засаду на берегу. Ничего не подозревая, к нему причалила лодка с двумя злоумышленниками с уловом – несколькими полными пакетами рыбы. Когда правоохранители, выйдя из засады, приказали рыбакам развернуть пакеты, один из них выбросил пакет с уловом в речку. То же сделал и второй рыбак. Только вот, как потом выяснилось, по запарке пакет с рыбой он выбросил не тот. Еще один пакет, оставшийся в лодке, оказался с запрещенным осетром. Большое значение транспортные полицейские уделяют профилактической работе на реке. Проводят соответствующие беседы. Предупреждают об ответственности. Даже если они не поймали за руку злоумышленников, все равно берут их на заметку. Отмечают, что те уже на контроле и смотреть за ними будут пристально. Это тоже помогает. Поэтому многих браконьеров знают, что называется, в лицо. Интересно, что работа транспортных полицейских заключается не только в многочисленных рейдах по рекам и озерам. Это и мониторинг того же Интернета на предмет объявлений о продаже запрещенных пород рыбы, икры. Сегодня такие объявления с фотографиями законом тоже учитываются. Совместно с представителями других ведомств транспортные полицейские занимаются и так называемой сопутствующей деятельностью – борются с загрязнением прибрежной полосы. Это ведь тоже экология. А она сегодня в приоритете.