Старокороткино: история татарской деревни

Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному селу, к отчему краю. История существования любого населенного пункта неразрывно связана с историей Отечества. Политические и военные события страны непосредственным образом отражаются на судьбе каждого жителя и каждой деревни. Колпашевский район, как административная единица, образован постановлением ВЦИК в 1925 году в составе Томского округа Сибирского края. Ранее, согласно постановлению Сибревкома от 4 мая 1924 г., его территория входила в укрупненную волость в состав Нарымского уезда Томской губернии с центром в с. Колпашевское. До 1944 года район входил в состав Нарымского округа (бывшего Нарымского края), последовательно Сибирского (1926−1930), Западно-Сибирского (1930−1937) края, Новосибирской области (1937−1944). В 1944 году Нарымский округ и его районы были преобразованы в районы вновь воссозданной (после 1762 года) Томской области. Площадь района − 17,1 тыс. км².

Колпашевский район многонационален. Здесь проживают русские, украинцы, немцы, татары, а из малочисленных народов севера — ханты, селькупы. И если российские немцы были депортированы в наш край после указа от 18 августа 1941 года, то татарский народ приезжал сюда по собственной инициативе. По сравнению с другими районами, сибирских татар у нас мало. Считается, что сибирские татары – это потомки татар Золотой орды, так называемого Сибирского ханства, и живут они на территории современной Тюменской области. В нашем краю проживают поволжские татары, приехавшие сюда за лучшей долей. Отдельных татарских поселений на территории нашего Колпашевского района нет. Поэтому основным местом проживания татарского этноса считают деревню Старокороткино, где поселились татарские семьи больше века назад. Первые годы жили вместе с селькупами, затем с русскими. Постепенно татары, живя рядом с русскоязычным населением, перенимают их традиции и язык, теряя часть своей духовности и культуры.

История деревни

Старокороткино расположено на левом берегу протоки Ягодной в 12 км от ее впадения в Обь. Когда-то здесь была непроходимая тайга. Около реки, на левом ее берегу, среди тайги располагалось несколько полян. Вот одну из таких полян и выбрали первые жители этого села. В прежние годы это место населяли селькупы, по-простому – остяки (так их называют старожилы деревни), которые жили отдельными стойбищами – юртами. Занимались селькупы рыбной ловлей и охотой. Время приезда первых поселенцев относят к реформе Столыпина. По рассказам жителей деревни в 1903 году с Поволжья (Набережные Челны) приехала первая татарская семья. Обосновавшись на сибирской земле, они пригласили на жительство своих односельчан и родственников. В 1907 году в деревне жили уже 23 татарские семьи. Их избы стояли не только на пустых полянах, но и на берегу реки Ягодной. После переселения, на подъемные, полученные от государства, татары купили себе домашний скот, сельскохозяйственный инвентарь, построили дома. Каждой семье выделили землю по количеству едоков и приписали к Леботерскому православному храму, где регистрировались браки, рождения и смерть.

Семья Загидулиных. 1964 год.  В центре Галина Владимировна, 1896 г. рождения.  Фото из семейного архива  Ворожейкиных.

Семья Загидулиных. 1964 год. В центре Галина Владимировна, 1896 г. рождения.

Фото из семейного архива Ворожейкиных

Рассказывает С.И. Ворожейкина: 

«… Земли здесь много. В лесах полно всякой ягоды и живности. Скот пасется вольно. Уйдет корова на пастбище, а вечером приходит домой и на рогах по ведру с малиной несет. Позднее появилась такая присказка у пришлых татар. Приезжие татары были все православные. Ислам не исповедовали, поэтому на родине их не особо любили. Даже деревни православных татар стояли на особицу».

Из сборника «Колпашевский район. Прошлое и настоящее»: «В 1910 году сюда приехали русские из Вятской губернии, которые поселились рядом с татарской деревней, четко обозначив границы краем болота. И русские, и татары потеснили селькупские юрты за болото. До приезда «вятских» вместе с селькупами обосновались несколько семей русских старожилов из соседних деревень. Позднее деревня пополнилась 12 хозяйствами ссыльных татарских семей из Казанской губернии. За что их отправили в наши края, никто не знает. Поселили их, кто побогаче, тоже в юртах, а бедноту — сначала в землянки, а потом они построили себе избы. В юртах проживало 6 хозяйств. Жили они зажиточно, особенно Николай и Александр Волковы. Братья имели по 60-70 голов крупного рогатого скота, по 35-40 голов лошадей. Сеяли они пшеницу, рожь, овес на 4-х десятинах, а 11 хозяйств остяков занимались охотой и рыболовством. Место, где теперь расположено Старокороткино, было непроходимое — болото и тайга. Дорог никуда не было. Были случаи, когда люди ходили в тайгу за 100 метров от домов и не могли найти обратной дороги. На второй год появилась местная власть. Старостой села был избран С.И. Климов, был неграмотным, переселенец из Вятской губернии. Волостная управа находилась за 125 верст, в селе Новоалександровке, ныне Кривошеинского района. В целом и русские и татары жили зажиточно. Те, кто победнее, ради заработка шли пилить ручной пилой дрова купцам Колесниковым, которые имели свои пароходы, или нанимались на работу к купцам Уразовым, которые жили в деревне Баранаково. Например, И.П. Уразов имел в своем хозяйстве до 100 голов крупного рогатого скота, до 60 рабочих лошадей, кустарную мастерскую по выделке кож, а его брат А.П. Уразов имел свой магазин. Уразовы считались хозяевами всей округи. Они же выдавали разрешения на охоту и рыбную ловлю».

Изображение

Семья Колпаковых. 1976 год. Фото из семейного архива Арефьевой А.П. 

д. Старокороткино Колпашевского района Томской обл.

После октябрьской революции 1917 года в деревне был организован сельский совет, председателем которого стал Василий Грузинов. На другом конце деревни поселились русские семьи, приехавшие из Вятской губернии.

Так и звали: «вятский край», «татарский край». В татарском краю жили семьи: Картошовы, Кукшиновы, Марковы, Резоновы, Ворожейкины, Колпаковы, Бочкаревы, Батмановы, Загидулины, Куяковы.

Деревня была большая, улица двусторонняя, протяженностью 5 км. В 1922 году в деревне Старокороткино имелось уже до 250 хозяйств, две начальных школы — русская и татарская, магазин. В татарской школе было 2 учителя, и все предметы преподавались только на татарском языке. Школа просуществовала 8 лет, с 1924 по 1941 гг. В эти же годы приступили к ликвидации безграмотности. Учителя собирали всех в школах и обучали грамоте. Жили единолично. В 1930 году в деревне образовалась сельхозартель под названием «Объединение наций», а позже два колхоза: им. Кагановича (татарский), им. Ворошилова (русский). К этому времени в семьях старокороткинцев появился достаток, и организацию коллективных хозяйств – колхозов встретили с нежеланием. Но здесь обошлось без репрессий. Скотину отобрали, а из деревни не выселили.

Арефьева (Лукина) Анна Павловна, 1932 года рождения, рассказывает:

«…Колхозы выращивали лен, гречиху, горох, коноплю. Держали коров, лошадей, овец. Мой отец Лукин Павел Федорович работал в колхозе трактористом, а мать — разнорабочей. Все дети, а нас в семье было 4, закончили татарскую начальную школу, после чего отец нас определил продолжать образование в русскую школу, запретив играть с татарскими детьми. У нас дома и на улице мы говорили на своем языке. Русского не знал никто, и поэтому наш отец так поступил.

Очень часто мы ходили на работу к матери на маслозавод. В нашей деревне масло били на лошадях, которых запрягали в две оглобли прикрепленных к стоящему столбу, и мы, дети, гоняли их по кругу. Лошади двигали натянутые веревки, привязанные к основе лопасти, вставленной в чан, в который наливалась сметана. Деревянный чан стоял в небольшом сарае, лопасть крутилась, сбивая масло. Такого масла я больше никогда и нигде не ела.

В 1941 году началась война. Я не помню ее объявления, я только помню страх и смятение моих родителей. Почти всех мужчин забрали на фронт в первые же военные дни. С гармошками и балалайками, на бричках, запряженных лошадьми, их отправляли в деревню Баранаково, а оттуда — в Колпашево. В первый военный год отца на фронт не взяли, как тракториста. Дали бронь. И работал он с этой бронью практически круглосуточно, на сон часа 2-3 оставлял. Пока был трактор, колхозникам было как-то полегче. Но в 1942 году отца призвали в армию, а 28 октября 1943 года он погиб на хуторе Воропаевка Орлеанского района Запорожской области.

Трактористов в колхозе больше не было. И все сельскохозяйственные работы выполнялись на лошадях и быках. Лошади в колхозе почему-то были «дохлыми», и основные работы, такие, как пахота, вывоз сена, дров выполнялись на быках. Быков запрягали так же как и лошадей, только без хомута, а вместо него к рогам привязывали рейку. В основном на быках работали подростки. Все бы хорошо, только бык скотина упрямая — устанет, ляжет, и с места его больше не сдвинешь, хоть убей. Стоишь над ним и плачешь.

Осенью 1941 года к нам на барже привезли ссыльных латышей, которых отправили на поселение в Ново-Короткино. Особенно я запомнила двух седых, как лунь, стариков: Маргарита Яновна и Мартин Янович (брат, сестра), которые привезли с собой небольшой мешок белой муки. Мешок порвался, и часть муки высыпалась на землю. Вся деревня сбежалась посмотреть на эту муку, потому что такой белой муки мы не видели никогда в жизни. Наши матери собрали ее вместе с землей до последней крупинки. Позднее эти старики работали учителями в нашей школе, а отмечаться ездили в комендатуру в Чажемто. В войну в наших двух колхозах председатели менялись часто: кто на фронт, кто с фронта — не упомнишь».

Более 150 односельчан ушли на фронт Великой Отечественной войны. Нелегко далась победа над врагом. В борьбе за Родину погиб 71 житель, из них 42 татарина. После войны, в 1953 году, русский и татарский колхозы объединили в один – «Имени Ворошилова», а председателем стал вернувшийся с фронта Кирилов Емельян, который проработал на этом посту 15 лет. А в 1957 году колхоз был переименован в колхоз «Победа». В «татарском краю» дважды за годы восстановления были пожары, дома сгорали дотла, поэтому строиться основательно за лето не успевали и зимовали иногда в «насыпушках».

Построенная в 1936 году начальная школа в 1959 году стала средней. Школа существовала до 1974 года и сделала 20 выпусков. Сотни девушек и юношей окончили ее. Многие стали военными, врачами, учеными, учителями, продавцами с высшим образованием. При школе была школьная полеводческая бригада, конюшня, тракторный парк. Имелся живой уголок — кролики, журавль и другие животные. Первым директором школы был Козуров Виктор Федорович — человек волевой, энергичный.

Из рассказа Ворожейкиной Евдокии Ивановны, 1940 года рождения:

«В нашей деревне была средняя школа, в которой учились дети со всех окрестных деревень: Баранаково, Чажемто, Гоголевка, Костенькино, Тискино и других. Кто-то ходил в школу пешком, а кто-то жил на квартирах. Позднее построили двухэтажный интернат и «хутор» (начальная школа) при школе. Бывало, играем на улице, а потом бежим на «хутор» на качели качаться. При начальной школе была детская площадка, которую строили всем селом. Хорошая была площадка».

Изображение

Семья Ворожейкиных. 1974 год.

Фото из семейного архива Ворожейкиных.

В 1953 году жители села впервые услышали по радио голос Москвы. Первый детский сад был построен в 1959 году. Он находился на месте дома С.Т. Петрова. Заведующей детским садом была Батманова Ирина Филипповна. В 1961 году керосиновую лампу сменила электрическая лампочка.

В 1962 году колхозы, и татарский, и русский, объединились с Ново-Короткинским («Имени 18 Партсъезда»). Председателем стал Соколов Павел Степанович. Он был русским. И татары деревни сначала отнеслись к нему настороженно. Но именно этот председатель в первую очередь стал ремонтировать крыши татарских домов. Все успокоились. Неузнаваемо сменился быт людей. Похорошели дома, исчезли сломанные крыши. В селе было 57 радиоприемников, 40 стиральных машин, 20 мотоциклов. Каждая семья получала от 1 до 3-х экземпляров газет и журналов. Были два магазина, школа, детский сад, больница, библиотека, сельский совет, клуб, почта, пекарня. Вскоре колхоз «Победа» был переименован в совхоз «Чажемтовский», хозяйство имело мясомолочное направление. Выращивали также зерновые и силосные культуры. Славились доярки — сестры Каюкова А.В. и Федорова А.В. На многих конкурсах «Мастер машинного доения» доярки занимали первые места. Там, где сейчас находится дом Макарова С.П., раньше находился сельский совет. Долгие годы председателем была Уралова Анна Ивановна. В Старокороткино была своя кузня, пасека, пилорама, зерно- и овощехранилище, конный двор, коровники, своя пекарня, телятник.

С началом перестройки хозяйство оказалось убыточным и ненужным государству. Не стало совхоза «Чажемтовского», а в селе — детского сада, фермы, конюшни, кормоцеха, столовой, КБО и многого другого. Стали уезжать из села люди. Не стал по селам ходить автобус совхоза, добраться до Чажемто или Колпашево стало проблемой. В связи с закрытием отделения совхоза «Чажемтовский» появилось много безработных. В 1997 году укрупнили сельский совет, объединив с Суготским. В настоящее время село Старокороткино входит в состав к Чажемтовского сельского поселения.

Титова Анна, «СОШ №4» г. Колпашево, 2021 год.

«Сибиряки.онлайн».

962

Поделиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.