Помню, как по этой улице спешили на работу…

Изображение

Сегодня расскажем о человеке, профессия которого в нашем современном обществе изменилась до неузнаваемости. Мы попросили о встрече Людмилу Константиновну Генералову. В Томском Геофизическом Тресте она проработала 31 год. Должность, в которой трудилась Людмила Константиновна сама она считает совсем неважной, но здесь главное не должность…

— Вы родом из Сибири?

— Да, я из Каргаска, там жила с родителями, там училась. После 8 класса приехала в Колпашево продолжать образование. Закончила Колпашевское педучилище по профессии «учитель начальных классов». После окончания распределили работать в глухую деревню Парабельского района, а там, в основном, кержаки жили. Грамота для них запрет, поэтому на порог дома они меня не пускали, боялись в руки детям своим ручку дать. Сложным был тот год, что я в этой деревне отработала. В итоге случились проблемы со здоровьем, я из учительства ушла.

— А когда в училище учились планировали работать в школе?

Да, мечтала об этом. Когда приезжала на практику в Каргасок моя младшая сестра училась в том классе, где я практиковала. Я воодушевленно занималась с ней в школе и дома, мне очень это нравилось. В классе было 40 детей. Учительница оставляла их на меня, мне в то время всего 17 лет было, молоденькая совсем, а они слушались. Хорошие воспоминания, возможно, если бы распределили меня в другую школу после училища, то так в образовании и осталась работать. Но в 18 лет я вышла замуж, через года сынок у меня появился, так что об учебе уже не думала. Потом дочка родилась.

— А как попали работать в ТГТ?

— Оказалась я в Тресте совершенно случайно, образование ведь у меня по профилю совсем не то – педагогическое. При этом был у меня на то время один полезный навык – умела работать на печатной машинке. Научилась, когда ходила к маме на работу, не думая, что это мне в жизни пригодится. Приняли меня машинисткой как раз!

Изображение

Коллектив ходового парка ТГТ, 2005 год.

— Можно чуть подробнее? Интересно.

— Должность так и называлась — машинистка. Там было машинописное бюро. В небольшой комнатке сидели 5 машинисток и барабанили на печатных машинках. Пальцы всегда были заклеены пластырем, потому что от ежедневного печатания болели сильно. А еще это сильный шум в течение всего рабочего дня. Там я проработала 3 месяца.

— А когда вас секретарем перевели? Через 3 месяца?

— Ушла на пенсию секретарь управляющего Трестом, и на эту должность требовался совершенно посторонний человек. И меня взяли на эту ставку. Как мне было страшно! Один телефон с множеством кнопок чего стоил. В первые дни, когда загоралась кнопка, я тихонько выходила в коридор, чтобы «телефон меня не видел». Мне было 27 лет, а когда на пенсию уходила мне до 60-ти не хватало 3 месяца. Все на одной должности – 31 год.

Изображение — Сколько понадобилось времени, чтобы освоиться?

Не помню уже, но в курьеры мне управляющий дал женщину, которая работала в Тресте с пятидесятых годов. Она всех-всех там знала. Она говорила мне: «Не бойся, не бойся. Я всех знаю. Всех найдем». Вот руководитель даст мне задание, а я смотрю в листок и не знаю где кого искать, чтобы пригласить на совещание. Она мне всегда во всем помогала. Постепенно привыкла, всех узнала.

— Какие еще знания пригодились, ведь всему с нуля пришлось учиться?

Врожденная грамотность, она мне очень помогла. Я с детства сочинения писала очень легко и развернуто. Правила учила, а применять так и не применяла. Все интуитивно, знаки препинания на слух расставляла. Как сейчас помню, вынесет Владимир Михайлович кучу бумажек и скажет, чтобы я из них такой текст собрала, чтоб он мог выступить на пленуме. У него была удивительная привычка – записывать свои мысли и идеи по мере их поступления на различных бумажках. Получив такое задание, я отстранялась от всего, переложив все звонки на курьера, читала его записки, мысли. Подготавливала доклад так, что он читал его только пока ехал от Треста до Горкома. Он всегда надеялся на меня, доверял. Краснополов Владимир Михайлович принимал меня на работу в 1975 году и многие годы я работала с ним.

Краснополов Владимир Михайлович. Год рождения – 1930. Выпускник Томского государственного университета (1954 год).

По окончании ТГУ был направлен на работу в Абаканскую геофизическую контору Новосибирского геофизтреста на должность инженера-оператора гравиразведочной партии. В ноябре того же 1954 года был назначен начальником партии. В гравиразведке проработал до лета 1960 года. За это время проводил разведку на Самотлоре, Средне-Васюганском мегавалу и других структурах. В 1960 году гравиработы были прекращены, и все специалисты переведены в сейсморазведку. В 1962–63 гг. – начальник группы партий (7 отрядов) на Советской площади, где было открыто крупнейшее в Томской области месторождение нефти. С 1966 года – начальник Северной ГЭ, с 1974 по 1995 год – управляющий ТГТ – принял эстафету от Владимира Александровича Кондрашова. Геофизтрест в это время являлся одним из лучших предприятий МГ РСФСР, добиваясь ежегодно самой высокой производительности по отработке сейсмических профилей и подготовке нефтеперспективных площадей. За годы работы Владимира Михайловича были продолжены лучшие традиции треста. Все полевые подразделения были переведены на работу методом ОГТ, создан крупный вычислительный центр на базе современных вычислительных машин, активно решались социальные вопросы – были построены более 400 благоустроенных квартир, общежитие на 360 мест, детский комбинат на 320 мест, крупная котельная, расширена промбаза треста, построена база консервации на берегу Оби с хранилищем ГСМ, более, чем на 5 500 тонн, асфальтированные дороги.

Трудно переоценить то, что было сделано корифеями Колпашевской геофизики – Владимиром Александровичем Кондрашовым и Владимиром Михайловичем Краснополовым. Организовав эффективное производство, они сумели, насколько это было возможно в то время, обратить его на благо работников, а Томский геофизический трест стал градообразующим предприятием Колпашева и одновременно «брендом» (Прим. выдержка из статьи С.С. Шатова «О Томском геофизическом тресте…»).

— Что еще входило в ваши обязанности?

— Очень сложное было в те годы ведение документооборота. Большое количество документов поступало к исполнению из Министерств СССР, РСФСР, а также из местных органов власти. Согласно им, проводились мероприятия, за организацию которых я отвечала, кроме этого мне необходимо было отслеживать сроки исполнения пунктов приказов, которые управляющий поручал исполнить ответственным лицам предприятия. Много было всего, но я справлялась, люди относились ко мне с уважением. А еще очень старалась помогать тем, у кого возникал экстренная необходимость в материальной поддержке. Бывало такое, что лимит на месяц уже исчерпан, а у человека свадьба, лечение или похороны, а, значит, материальная помощь нужна здесь и сейчас.

— Может быть случай какой-то вспоминается?

— Да, был у нас плотник в Тресте. Ему надо было ехать на операцию, глаза оперировать, а денег нет. Я приложила какие могла усилия, и деньги ему выделили. Он приехал с операции, пришел ко мне и говорит: «Миленькая моя, как я тебя отблагодарить-то могу?». Да какая уж тут благодарность? Здоровье это человеческое, да и вообще, люди в те времена другие были. Помогали мы друг другу чем могли, не афишируя этого. Так он мне табуретку смастерил и принес, до сих пор она у меня. Служит мне уж не один десяток лет, от души сделанная.

— Много ли руководителей при вас сменилось?

— Нет, принимал меня Краснополов Владимир Михайлович, а потом в 90-х, когда начались выборы на должность руководителя ТГТ, выбрали Сысоева Алексея Тарасовича. Вот с ним и дорабатывала. Получается по 15 лет с каждым руководителем отработала.

— Самые лучшие годы предприятия, на ваш взгляд?

— Восьмидесятые, я думаю, хотя об этом лучше говорить тем, кто работал непосредственно в партиях. В ту пору к нам даже министр геологии СССР Козловский Е.А. приезжал. Сильные были годы, сотрудники работали за рубежом (Куба, Йемен, Вьетнам и т.д.), и возможность ездить в отпуска за границу у нас тоже была. Что говорить, предприятие было известно на всю страну, да и за ее пределами тоже. Много было построено: микрорайон «Геолог», сады, школа. Это только то, что сразу вспоминается, а в целом, старались для работников своих, да и для города. Томский Геофизический Трест в полном смысле градообразующее предприятие. Такая печаль сейчас охватывает, когда по улице Чапаева идешь, словами не описать. А я помню, как по этой улице утром спешили на работу наши сотрудники, и так было людно, весело… Кипела жизнь в родном Тресте…

Пользуясь случаем, мы от лица редакции поздравляем уважаемую Людмилу Константиновну с приближающимся днем рождения! Желаем вам крепкого здоровья, жизненной энергии и хорошего настроения.

Поздравляем всех, кто связал свою жизнь с геологией с профессиональным праздником – Днем геолога!

Светлана Кабакова,

Газета «Из первых рук г. Колпашево», 31 марта 2022 года.

721

Поделиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.