К 100-летию Аэрофлота: авиация на томской земле

«Мы помним факты и событья,

С чем в жизни сталкивало нас,

В них есть и поздние открытья,

Что нам являются подчас»

К. Ваншенкин.

Предпоследний день текущего 2022 года станет знаковым в истории страны. 30 декабря 1922 года первый Всесоюзный съезд Советов образовал СССР.

9 февраля 1923 года Совет Труда и обороны СССР принял Постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление Воздушного Флота и об образовании Совета по гражданской авиации».

e8298643.jpg

Швецов Леонид Гермогенович, организатор и первый руководитель аэропорта Колпашево.

9 февраля считается официальным днём рождения отечественной (советской, российской) гражданской авиации, началом эры аэрофикации страны. В конце 1932 года началось зарождение авиации на территории нынешней Томской области с Нарымского округа Западно-Сибирского края.

Организатор и первый начальник аэропорта Колпашево Л.Г. Швецов вспоминал: «В конце 1932 года в Новосибирске я встретил А.П. Нелюбина, председателя Нарымского окрисполкома, который рассказал о трудностях связи центра округа Колпашево с Новосибирском. А.П. Нелюбин и Д.М. Лыков, управляющий Нарымским отделением Сибпушнины просили содействия в открытии авиационного сообщения.

Мне было поручено вылететь в Колпашево и подобрать место для зимнего аэродрома. Место было подобрано с помощью местных властей подготовили аэродром, составили кроки, обустроили взлётно-посадочную полосу на реке Обь ниже посёлка Колпашево.

Так зимой 1932-1933 года начались полёты в Новосибирск — Колпашево…

…Осенью 1933 года на барже, гружёной техническим имуществом, вплоть до авиамоторов я снова прибыл в Колпашево, оборудовали аэродром, построили насыпной барак, провели телефон. Установлено надёжное воздушное сообщение.

15 декабря 1933 года в селе Колпашево, в центре Нарымского округа Западно-Сибирского края (Новосибирской области) был аэропорт – положено начало и развитие первого авиатранспортного предприятия на территории нынешней Томской области.

15 декабря считается официальной датой создания аэропорта Колпашево.

В 1935-1938 г.г., как свидетельствует Л.Г. Швецов, шло интенсивное освоение воздушных трасс. Открыты трассы на Белый Яр, Каргасок, Уват.

В декабре 1938 года рабочий посёлок Колпашево получил статус города.

Великая Отечественная война приостановила, но не остановила поступательного развития аэропорта Колпашево. В 1941 -1943 г.г. была построена грунтовая полоса для приёма первоклассных по тем временам самолётов Ли-2, авиационная метеорологическая станция приступила к составлению прогнозов погоды.

Город Колпашево имел надёжную воздушную связь с Новосибирском.

С образованием Томской области город Колпашево и Нарымский округ вошли в состав Томской области.

В феврале 1945 года был образован аэропорт Томск. Его возглавил И.А. Лысов-начальник аэропорта Колпашево, переведённый в Томск.

29 декабря 1945 года в аэропорту Колпашево было создано первое лётное подразделение – звено самолётов По-2, которое по мнению ветеранов, стало матерью Трёх Лётных Отрядов, созданного в последствии Колпашевского объединённого авиаотряда (ОАО).

С 1946-го по 1959 годы аэропорт Колпашево, лётные подразделения подвергались неоднократным реформированиям и сменой подчинённости. В мае 1959 года в Колпашево был создан 237 лётный отряд. 7 мая 1963 года был образован Колпашевский объединённый авиаотряд в составе 237 лётного отряда, аэропортов Колпашево – головной, шести базовых Белый Яр, Каргасок, Средний Васюган, Новый Васюган, Александровское, более двух десятков приписных аэропортов и посадочных площадок.

Отряд возглавил Юрий Иванович Моисеев, инженер-пилот, выпускник второго набора Высшего училища Гражданского Воздушного Флота, позже преобразованного в Академию Гражданской авиации.

Изображение

Моисеев Юрий Иванович, первый командир Колпашевского объединённого авиаотряда.

Именно он сплотил коллектив, организовал слаженную чёткую работу по обслуживанию народно-хозяйственных организаций области, развитию воздушных линий, заложил школу подготовки командных кадров.

В конце 80-х годов командирами пяти объединённых авиаотрядов были инженеры-пилоты, начинавшие и прошедшие школу командирского становления в Колпашевском ОАО.

Назовём их поимённо: Стрежевского ОАО — Владимир Петрович Михайлов. Колпашевского ОАО – Камиль Николаевич Кузьмин, сменивший по итогам выборов Евгения Ивановича Сергеева, который прошёл в Колпашевском ОАО путь от второго пилота до командира ОАО. Кемеровского ОАО – Михаил Иванович Бармин. Переведён с должности командира Колпашевского ОАО на аналогичную должность в Кемерово… А начинал восхождение по командирской лестнице в 1961 г. в Колпашево. Новосибирского ОАО – Игорь Вячеславович Цыбасов.

Томского ОАО – Владимир Иванович Елохин. Пришёл в Колпашевский ОАО в 1975 году командиром Як-40 из Барнаула. Через три года направлен в Академию гражданской авиации, после окончания которой возглавил вертолётный отряд.

Главную инспекцию по безопасности полётов Министерства гражданской авиации СССР возглавлял Н.В. Рыжаков, прошедший в Колпашево путь от второго пилота Ан-2 до заместителя командира лётного отряда.

13 августа 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Колпашевский объединённый авиаотряд первый в азиатской части страны был награждён орденом Трудового Красного Знамени за досрочное выполнение семилетнего плана воздушных перевозок, достигнутые успехи по применению авиации в разведке запасов нефти и газа.

В начале 1971 года в составе Колпашевского объединённого авиаотряда три лётных отряда:

— 237-й – самолётный, эксплуатировал последовательно самолёты По-2, Як-12, Ан-2, Як-40, Ан-28. Его подразделения базировались: Белый Яр, Парабель – звенья, Каргасок – эскадрилья.

— 257- й – вертолётный, на вооружении вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8 Т,

Ми-8 МТВ. Подразделения отряда базировались в Среднем Васюгане – эскадрилья, в Каргаске – звено, Александровское – эскадрилья. В феврале 1971 года на базе Александровской эскадрильи был создан 244 смешанный лётный отряд. Воздушные суда Ан-2, Ми-4, Ми-8. Базирование воздушных судов в указанных выше посёлках значительно улучшили качество и эффективность обслуживания нефтегазовых экспедиций, улучшили транспортную доступность, и что немаловажно, значительно решён жилищный вопрос.

В марте 1972 года Министерством гражданской авиации СССР и руководством области было принято решение о создании Стрежевского объединённого авиаотряда. Командиром был назначен Герой Социалистического Труда И.В. Цыбасов, прошедший путь в Колпашевском ОАО от рядового командира вертолёта до командира лётного отряда. Позднее он был удостоен звания «Заслуженный пилот СССР».

Более 90% коллективов основных служб составляли специалисты, прошедшие школу становления в Колпашевском ОАО.

В декабре 1973 года скромно отметили 40-летие аэропорта Колпашево.

А вот 15 декабря 1983 года в ГДК города Колпашево было торжественно отмечен 50-летний юбилей аэропорта.

Юбиляров поздравили представители руководства области, командование Западно-Сибирского управления гражданской авиации и делегации объединённых авиаотрядов, руководители организаций, предприятий, использующих услуги авиации.

На юбилее присутствовал и персональный пенсионер республиканского значения Леонид Гермогенович Швецов – открыватель и первый начальник аэропорта Колпашево.

Юбилейным приказом Министра гражданской авиации группа авиаработников было удостоена по случаю юбилея знаком «Отличник Аэрофлота», весьма почитаемой в те годы ведомственной награды, а также Почётными Грамотами Министерства гражданской авиации, Западно-Сибирского управления гражданской авиации и другими наградами были поощрены десятки авиаработников.

Через 30 лет в 2013 году в ГДК отметили 80-летие аэропорта Колпашево, ряд ветеранов был удостоен наград Губернатора области, Законодательной Думы области. Спонсировали юбилей С.А. Лабутин и В.А. Горкун – ветераны Колпашевского ОАО.

… Закрыт аэропорт, зарастают травой, мелколесьем взлётно-посадочная полоса, перрон, но живы ветераны-авиаторы, те, кто осваивал, открывал новые авиатрассы в Нарымском небе, помогал в поиске богатств в недрах Томской земли.

Надеемся, что 9 февраля 2023 г. общими усилиями Администраций района и городского поселения, ветеранов гражданской авиации, коллективов Томского филиала Авиакомпании «Газпромавиа», «ЗапСибаэронавигации» отметим 100-летие Аэрофлота и 90-летие аэропорта Колпашево.

Председатель Совета ветеранов Колпашевского филиала «ТомскАвиа», бывший командир 257 лётного отряда, В.Г. Чайка.

83

Поделиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.