На расстоянии лет якобы виднее: общегородские культурные мероприятия

Возникла мысль проверить память и сопоставить данные разных старых справок, документов, газетных вырезок, афиш и фотографий с личными воспоминаниями о некоторых событиях культурной и спортивной жизни Колпашева 40-60-х годов.

«Зарисовки» не претендуют на абсолютную точность, но в основном они верны.

Через энное количество лет «Зарисовки» никому больше не будут нужны, ибо свершится очередной неумолимый поворот – смена поколений…

Ю. Багинский, 1987 год.

Изображение

Хор «Рай М.К. Госторговли», Колпашево, март 1936 года.

Многие организации, предприятия и заводы имели свою самодеятельность. Активность «своих» талантов всячески поощрялась, и коллективы переживали за успехи и неудачи своих чтецов и певцов.

То было время, когда управляющие. Директора и начальники считали своим долгом и честью, встав в строй, присоединить свои, иногда скромные в вокальном отношении, голоса к хору своего коллектива.

Если уборщица задорно пела частушки, грузчик с душой исполнял народные песни и счетовод проникновенно читал стихи, можно было сказать: концертная программа наполовину уже имеется.

В те годы было принято в Октябрьские праздники, в дни Советской армии, 8-го Марта и 1 Мая после торжественной части (доклада и награждений) обязательно начинался концерт, а потом общее веселое застолье с песнями и танцами.

Подготовка к праздничным концертам начиналась обычно за полтора месяца, и в такое время баянисты, а иногда даже пианисты, были загружены работой «под завязку».

После каждого праздника горячо обсуждался ход вечера, качество концерта и поведение присутствующих (невзирая на ранги) в веселой и шумной концовке события.

Здесь большую роль играли песенно-танцевальный репертуар и выносливость музыканта. И это при тогдашней шестидневной рабочей неделе.

Настоящие страсти разгорались в апреле, когда на сцене Городского дома культуры проводились традиционные смотры художественной самодеятельности, называемые олимпиадами.

В комиссии-жюри назначались почетные товарищи, подчас не разбирающиеся в тонкостях творчества, но зато чувствующие «суть» душой. В этом была своя прелесть и человеческая простота.

Городской дом культуры в смотре не участвовал. Педучилище и Учительский институт шли «особо». Основную же группу выступающих составляли организации, предприятия и заводы.

Смотры длились три-четыре вечера, а через неделю, в воскресенье, заключительный концерт и награждение коллективов и отдельных исполнителей.

В разные годы в Олимпиадах участвовали следующие коллективы: редакция и типография газеты «Советский Север», горздрав, почта и связь, агентство госпароходства, госбанк, зооветшкола, колпашевторг, горпищекомбинат, мясокомбинат, хлебозавод, рыбоконсервный завод, клуб «Динамо», клуб судоверфи, клуб Кетского лесозавода (Тогур).

Массовость была почти основным показателем, но нельзя не признать: олимпиады украшали общественную жизнь города.

В разные годы коллективы на олимпиадах возглавляли: участник хора – директор типографии Миллер (газета «Советский Север»); худрук – врач Кардашевская (горздрав), аккордеонист – начальник отдела Казанцев (почта и связь); чтец – начальник отдела инкассации Павловский (Госбанк); певица – преподаватель Кашина (зооветшкола); зам. директора промкомбината Полева (Колпашевторг); участник хора – директор Анисимов (горпищекомбинат); чтец – старший технолог Токарев (Мясокомбинат); чтец – старший экспедитор М. Баландин (хлебозавод); аккордеонист – директор завода Ганюк (рыбоконсервный завод); участник хора – начальник милиции города Ставский (клуб «Динамо»); дирижер трехголосого смешанного хора – инженер Александр Христофориди (клуб судоверфи), баянист – директор клуба Николай Подгорный (клуб Кетского лесозавода).

В подготовке коллективов и проведении олимпиад принимали участие баянисты Анатолий Татарников, Павел Пудовкин, Иосиф Балабанов, Николай Чурилов. Михаил Горбатов, Виктор Шаталов, Николай Пархоменко; аккордеонисты: Геннадий Казанцев (мл.), Геннадий Казанцев (ст.), Геннадий Горордович, а также пианисты Мария Грот и Александр Исурин.

Во время концертов работники Городского дома культуры внимательно присматривались, прислушивались и после смотра тихо уговаривали настоящих талантов перейти к ним – на большую городскую сцену.

Клуб судоверфи

Население Матьянги работало на госмельнице, рыбоконсервном заводе, рыбозаводе и судоверфи. Здесь в те годы действовали два клуба.

Зрительный зал Клуба водников на 120 мест с небольшой сценой, несколько комнат для занятий, библиотека, фойе и гардероб. В начале пятидесятых заведующим работал одаренный баянист Иосиф Балабанов.

Здесь проводились собрания и совещания, лекции, кинопоказы, концерты и вечера танцев под баян.

Выступления самодеятельных артистов отличались короткими привлекательными программами. Заведующим и музыкальным руководителем был аккордеонист Геннадий Городович, а худруком и дирижером хорового трехголосого смешанного хора – инженер верфи Александр Христофориди.

В отличии от других заводских клубов, где в художественной самодеятельности старались брать из работающих на данном предприятии, двери Клуба водников были широко открыты для всех жителей Матьянги и даже Колпашева.

Руководству клуба удавалось в течение ряда лет привлекать активных, талантливых и интересных исполнителей.

Содержательные, со вкусом выстроенные концертные программы включали довольно сложные молодежные песни, выступления вокальных групп, солистов-вокалистов, политсатиру, малую драматургию эстрады, конферанс и даже танцевальные номера, среди которых исполнялся неизвестный до этого горожанам греческий танец «Сиртаки».

Выступая на ежегодных олимпиадах (смотрах), клуб судоверфи всегда был в первой тройке призеров.

Клуб рыбоконсервного завода

В клубе колпашевского рыбоконсервного завода было около 100 зрительских мест, небольшая сцена, несколько комнат, гардероб и библиотека.

Изображение

УКРАИНСКИЙ ХОР, г. Колпашево, 1936 год.

В конце сороковых заведующим, худруком и музруком здесь работал баянист Николай Чурилов, активный участник всех творческих дел и в Городском доме культуры.

В заводских концертах выступали чтецы, солисты-вокалисты, дуэты, частушечницы и небольшой двухголосый женский хор (20 участниц).

Для постановки скетчей и танцевальных номеров Н. Чурилов приглашал коллег из ГДК.

Ежегодно летом концертная бригада клуба обслуживала рыболовецкие бригады на Оби.

С тех пор как директором завода стал тов. Ганюк, работа клуба и спортивная жизнь рабочих заметно активизировались. Здесь был, наверное, единственный в те годы отдел кадров, где при приеме на работу молодежи задавался вопрос: «Какими талантами обладаете: читаете, поете, играете на музыкальных инструментах или танцуете? Чем увлекаетесь в спорте: футболом, волейболом, городками или легкой атлетикой?»

Через год, умело сочетая производственные, культмассовые и спортивные дела, на заводе работало немало энергичной молодежи, которая достойно защищала «флаг» завода у станка, на концертных эстрадах и на полях стадионов.

Следует отметить активное участие в культурной и спортивной жизни завода самого директора. В концертах он сопровождал выступления певцов на аккордеоне, а его жена звонко пела украинские народные песни.

В заводской футбольной команде, одной из сильнейших в те годы в городе, «делегирующей» ежегодно в сборную Колпашева 4-5 игроков, тов. Ганюк был стражем ворот. Причем как музыкант и как вратарь он все делал надежно и добротно – без скидок на «директорство». Конечно, такой нестандартный руководитель большинству горожан нравился, но находились, как всегда, и сторонники «мундира и регламента поведения руководящего товарища», которым чисто человеческие увлечения тов. Ганюка были не по душе. Однако рыбоконсервный завод многие годы работал ритмично, выполняя и перевыполняя госплан по валу и ассортименту.

На ежегодных олимпиадах художественной самодеятельности с участием организаций, предприятий и заводов Колпашева, Матьянги и Тогура завод награждался особой почетной грамотой за то, что среди выступающих на сцене были только работающие на предприятии.


Клуб Кетского лесозавода

Рабочий поселок Тогур и лесозавод находились в 8 километрах от Колпашева, но было видно, что планирующие органы не успели довести до конца свои замыслы: их труд прервался с началом Великой Отечественной войны.

Кроме старого Тогура: добротных личных домов и церкви, – были опрятные жилые двухквартирные, одноэтажные дома, здания общежитий, школы, детсада, магазинов и даже интересные заборы.

Следует сказать, что и клуб завода оставлял впечатление вполне приличного здания. Рядом, как тогда умно было принято, прилегал небольшой стадион.

Клуб Лесозавода в те годы постоянно нуждался в культработниках.

Летом в Колпашево иногда приезжали искатели «легкого счастья» на клубном поприще и, не находя свободных мест в городе, они пробовали обратить свои взоры в сторону поселка, однако, познакомившись с оторванностью Тогура от «внешнего мира», ретировались.

Руководство завода и поселковый совет предпринимали попытки договорится с работниками домов культуры и клубов Колпашева, предоставив им транспорт и значительную оплату труда, но расстояние тогда играло свою отрицательную роль, и подобные «пробы» редко себя оправдывали.

Случайно в сезоне 1953 \ 1954 г. режиссером в клубе лесозавода оказался бывший актер драмтеатра «Красный факел» Новосибирска – Алексей Благовестов, и иногда он как хороший чтец принимал участие в концертных программах Городского дома культуры.

Постоянно в клубе работал только духовой оркестр, которым руководил Владимир Неганов. Оркестр играл танцы, обслуживал торжественные части праздников и другие мероприятия не только в Тогуре, но и в городе.

Клуб лесозавода являлся постоянной гастрольной «точкой» всех концертных бригад Томской облфилармонии, спектаклей облдрамтеатра им В. П. Чкалова, а также выступлений коллективов художественной самодеятельности колпашевского ГДК.


Клуб «Динамо»

Здание клуба и рядом расположенный небольшой стадион входили в еще до войны выстроенный на окраине города административный и жилищно-бытовой комплекс гор- и райотделов ведомства.

Клуб был удачно спланирован: в зрительном зале с высоким потолком, широкими окнами и большими печами насчитывалось около 300 мест. Сцена в некотором отношении была удобнее, чем в Гордском доме культуры: выше, глубже и шире по «зеркалу».

Главное достоинство — поросторные помещения за сценой, отдельные комнаты и кладовая. В штат клуба входили заведующий, инструктор по физкультуре и спорту, уборщица и сторож.

В середине сороковых годов клуб часто арендовали организации города для проведения разных собраний, конференций и торжеств.

Три раза в неделю под баян или аккордеон, проводились вечера танцев, но после создания осенью 1946 года в кинотеатре им. Куйбышева джаз-оркестра они, не выдержав соперничества, прекратились.

Управление культуры Томского облисполкома предложило руководству города Колпашево обсудить возможность создания в клубе «Динамо» городского драмтеатра. Почетное предложение было принято, и с открытием навигации 1947 года из Томска начали прибывать декорации, сукна, бутафория, светоаппаратура, костюмы и другой реквизит. В клубе «Динамо» срочно провели ремонт, оборудовали наружный склад для декораций и столярную мастерскую, привели в порядок печи, оснастили буфет и гардероб, изготовили новые сидения для зрителей. В отдельных комнатах за сценой, отведенных под гримуборные, разместили мебель и зеркала.

Прибывшие художники, столяры и электрики переоборудовали, «одели» и осветили сцену.

Летом два режиссера и десять актеров приступили к репетициям.

Планы предусматривали постановки спектаклей «большого полотна» на стационаре, т. е. в клубе «Динамо», и выезды в клуб лесозавода и Тогура, летние гастроли в ДК и клубах Парабели, Каргаска и Нарыма.

Зимняя концертная деятельность планировалась на малых сценах клубов рыбоконсервного завода, судоверфи, а также в школах города, Матьянги и Тогура.

Следует отдать должное руководству города и администрации театра, которые в нелегких условиях тех лет приложили много усилий для осуществления намеченных целей. Это касалось быта прибывших товарищей (квартира, дрова, овощи), транспорта для перевозки актеров и декораций во время выездных спектаклей и концертов и т. д.

Горожане ждали открытия сезона, и в начале октября состоялась первая премьера.

Что же получилось?

В течение всей деятельности театра все делалось как-будто правильно: спектакли афишировались, билеты распространялись, объявления и рецензии помещались в газете «Советский Север», новые премьеры и концерты проходили…

Коллектив трудился, но зрительный зал посещался слабо и кассовый план явно не выполнялся. Оказалось, что в творческом составе были собраны весьма посредственные актеры из разных театров Сибири, Центральной России и Украины.

Режиссура, декорации и сценическое освещение во многом, мягко говоря, оставляли желать лучшего…

Организаторы и планирующие работу старались все заранее предусмотреть и учесть, но одно обстоятельство они не могли предугадать – полюбят ли колпашевцы этот театр, увлекутся ли предлагаемым репертуаром, пойдут ли по два-три раза на один и тот же спектакль? Наконец, приживется ли он и станет своим в общественной и культурной жизни города?

Через неполных два года театр перестал существовать.

В начале пятидесятых несколько лет подряд на время учебного года клуб арендовал зрительный зал учительского института. Здесь разместились снаряды спортивной гимнастики, шведские стенки, маты…Отрывисто звучал негромкий, но повелительный голос преподавателя и тренера Василия Алексеевича Чесновича.

В клубе постепенно активизировалась художественная самодеятельность работников ведомств и членов их семей: был организован двухголосый хор (около 30 человек), занимались солисты-вокалисты, чтецы.

В праздничных программах в парном конферансе участвовал подвижный, всегда веселый и по-гречески остроумный заведующий клубом (он же капитан и центр полузащиты футбольной команды «Динамо») Семен Катаниди.

Но чтецов и музыкантов клуба явно не устраивали редкие выступления на своей сцене. Их стремления нашли естественный выход – они стали активными участниками концертной деятельности Городского дома культуры.

Клуб судоверфи

Население Матьянги работало на Госмельнице, рыбоконсервном заводе, рыбозаводе и судоверфи. Здесь в те годы действовали два клуба.

Зрительный зал Клуба водников на 120 мест с небольшой сценой, несколько комнат для занятий, библиотека, фойе и гардероб. В начале пятидесятых заведующим работал одаренный баянист Иосиф Балабанов.

Здесь проводились собрания и совещания, лекции, кинопоказы, концерты и вечера танцев под баян.

Выступления самодеятельных артистов отличались короткими привлекательными программами. Заведующим и музруком был аккордеонист Геннадий Городович, а худруком и дирижером трехголосого смешанного хора инженер верфи – Александр Христофориди.

В отличие от других заводских клубов, где в художественную самодеятельность старались брать работающих на данном предприятии, двери Клуба водников были широко открыты для всех жителей Матьянги и даже Колпашева.

Руководству клуба удавалось в течение ряда лет привлекать активных талантливых и интересных исполнителей.

Содержательные, со вкусом выстроенные, концертные программы включали довольно сложные молодежные песни, выступления вокальных групп, солистов-вокалистов, политсатиру, малую драматургию эстрады, конферанс и даже танцевальные номера. Среди них исполнялся неизвестный до этого горожанам греческий танец «Сиртаки».

Выступая на ежегодных олимпиадах (смотрах), клуб судоверфи всегда был в первой тройке призеров.

Колпашевский районный дом культуры

Здания райисполкома и райпотребсоюза находились на набережной Оби. А за исполкомом в сороковые годы приютился небольшой одноэтажный дом. В нем размещались зрительный зал на сто мест с небольшой сценой, методкабинет с библиотекой, несколько комнат для занятий. Киноаппаратура «Украина», пианино и баян составляли почти весь культинвентарь.

Изображение

Районный дом культуры.

Это был Дом культуры Колпашевского района, его деятельность курировалась отделом культпросветработы райисполкома. Здесь проводились пленумы, конференции, совещания и собрания. Следует сказать, что районные власти в пределах возможностей тех лет, заботились о своем доме культуры. Опрятные занавески, удобная мебель и хорошие печи создавали уют для работников и посетителей. Позже рядом со зданием построили танцплощадку с крытой концертной эстрадой. Работать в РДК было нелегко. Штат невелик, средств мало. Развивая художественную самодеятельность и культмассовую работу района, приходилось опираться на инициативу и энтузиазм учителей сельских школ и проводить с ними соответствующие семинары.

Для обслуживания лекциями и концертами и летом, и в зимнее время колхозников и лесозаготовителей приходилось формировать бригады из колпашевцев. Надо отдать должное энергии и настойчивости зав. культпросветотделом райисполкома Александра Захаренко, который в течение ряда лет хорошо справлялся с поставленными перед ним задачами.

Не отставая от города, районные культработники почти ежегодно организовывали свои смотры сельской художественной самодеятельности. Чаще всего они проходили до открытия навигации.

Горожане с уважение следили за ходом районных смотров, ибо знали, с какими повседневными трудностями встречаются их районные собратья (отсутствие декораций, костюмов, париков, наконец – режиссеров, музработников, репертуарной литературы и т. д).

Районные олимпиады подтвердили известную истину: «Народ богат талантами, следует их только выявить»

В доме культуры работал лекторий, проводились тематические вечера, демонстрировались документальные и художественные кинофильмы, организовывались вечера отдыха с танцами под баян или аккордеон.

Многие самодеятельные чтецы, актеры и певцы Районного дома культуры начинали свой творческий путь именно на малой сцене РДК.

Определенная часть горожан вообще предпочитала этот дом культуры, особенно летом и осенью, когда все мероприятия при хорошей погоде проводились на воздухе. Можно было, когда умолкал баян, пройтись по короткому переулку и очутиться на набережной. Молодежь любила прогуляться до деревянного моста, перекинутого над ручейком у пристани. Внизу, у дебаркадера, мерцая огнями верхней палубы, равномерно дышали паром застопоренных машин «Тихонов» или «Пожарский». Было слышно, как перекликаются голоса, шла ночная погрузка парохода.

В 1953 году культурный центр района был перемещен в клуб Чажемтовской МТС. В бывшем здании разместилась детская музыкальная школа.

Исполнил и переслал Сергей Горбунов.

Источник: «Газета Из первых рук г. Колпашево», 2015 год.

986

Поделиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.